Совершенствование технических приемов

В волейболе техника приобретает ведущее значение, т.к. подвергает­ся оценке судьи и тем самым непосредственно влияет на результат.

Высокий уровень технической подготовленности мастера волейбола характеризуется следующими критериями:

— надежностью — стабильным выполнением технических приемов, несмотря на сбивающие факторы;

— разносторонностью — владением всеми техническими приемами и умение выполнять их совершенными способами;

— приспособляемостью — умение использовать арсенал техничес­ких приемов и способов в различных игровых ситуациях при активном противодействии соперника;

— специализацией — владением в совершенстве комплексом при­емов при выполнении определенных функций в команде;

— координированностью.

Процесс совершенствования техники сугубо индивидуален, но ос­новная направленность тренировок для всех волейболистов такова, чтобы посредством различных упражнений и методических приемов вырабо­тать у игроков надежность, разносторонность и помехоустойчивость технических действий в процессе соревнований. Этого совершенства можно добиться только многократным повторением упражнений, со­здавая определенные трудности (сбивающие факторы) при выполне­нии технических приемов (дополнительная физическая нагрузка, не­стандартное выполнение заданий, психическая нагрузка, тренировки не идеальными мячами, в залах с недостаточным освещением и т.д.).

В практике волейбола используются (как основные) упражнения, приближенные к характеру игры с решением индивидуальных такти­ческих задач, комплексные упражнения, игровые формы совершен­ствования.

Используя комплексные упражнения и игровые формы трениров­ки, тренер обязан помнить о том, что игрокам надо предлагать только технически посильные упражнения, продумывать детали при совершен­ствовании элементов техники, воспитывать способность понимать, над чем работают спортсмены, почему тренируются так, а не иначе, совер­шенствовать технику только при хорошем самочувствии.

Ниже приведены примерные комплексы упражнений для совершен­ствования технических приемов волейбола. При творческом подходе к тренировочному процессу, сохраняя структуру самих упражнений, мож­но увеличить количество вариантов данных упражнений.

Упражнения для совершенствования технических приемов волейбола

Условные обозначения:

Подача. Подача — одно из средств активного нападения, с помо­щью которого можно выиграть очко или нарушить организацию атаку­ющих действий соперника. Это достигается точностью, разнообразием и силой подач. Анализ игры команды соперника позволяет игроку, вы­полняющему подачу, решить одну из выигрышных тактических задач:



— подавать в зону нападения, к лицевой и боковым линиям;

— подавать на слабо владеющего приемом мяча, на выходящего для второй передачи, на выходящего на замену, на допустившего ошибку при приеме мяча;

— подача между игроками.

По данным исследований, чистый выигрыш от подач составляет 7-10%, при этом затруднение в приеме мяча с подачи имеет место в 35-60% случаев.

При совершенствовании техники подач необходимо выполнять сле­дующие положения:

— сначала точность, потом сила;

— в одной попытке выполнять 5-10 подач;

— выполняемую подачу связывать с ее приемом, Идеальной для совершенствования подач является односторонняя игра.

Примерные упражнения:

1. Подачи в зоны площадки.

2. Серия подач через 5 с на точность при одинаковой удаленности цели от сетки.

3. Подача между сеткой и шнуром над сеткой (0,7 — 1м).

4. И.п. игрока в зоне подачи спиной к сетке. После подбрасывания мяча повернуться лицом к сетке и выполнить подачу в цель.

5. Серия подач на точ­ность после имитации бло­кирования в зонах 3 и 2, имитации приема мяча с падением и др.

6. Подача на точность, затем перемещение в зону 5 и прием мяча в защите от игрока зоны 4. Перемещение в зону 1 — прием мяча в защите от игрока зоны 2. Перемещение в зону 6 — прием мяча в защите от тренера и на подачу.

7. Серия подач на точность — планирующая, силовая (чередовать виды и способы подач).

8. Подача в уязвимые места на площадке (6 игроков в расстановке сознательно создают уязвимые места на площадке).

Прием подач. Прием подач является средством тактической подго­товки нападающих ударов и должен соответствовать по направлению, длине и высоте особенностям расположения игроков на площадке и выбранного стиля игры. Прием подач всегда увязан с атакой, и поэтому посылаемый связующему или атакующему игроку мяч должен быть лег­кообрабатываем, т.е. должна быть точная посылка мяча в намеченную точку. Почти все команды используют основной способ приема подач в современной игре — прием мяча снизу двумя руками.

Перед приемом мяча необходимо сосредоточиться, расслабить мыш­цы туловища, принять исходное положение для приема подачи, посто­янно переступая ногами, определить способ подачи и возможную траекторию полета



мяча, не «дергаться» преждевременно и не бросаться в последний момент к мячу.

Принимая пода­чу, перемещаться устойчивым

мелким ша­гом, помня об условной

зоне своих действий

Примерные упражнения:

1. Подача в стену — прием (расстояние от стены 9-12 м).

2. Подача в парах через сетку (один пода­ет, другой принимает над собой и подача в первого).

3. Игрок в центре площадки спиной к сетке. По сигналу на подачу мяча, поворачивается лицом к сетке и принимает мяч в цель.

4. 4-5 игроков располагаются в шеренге у сетки лицом к подающим подачи игрокам. Подача в зону 5. После подброса мяча для подачи левофланговый игрок

у сетки быст-

ро перемещается в зону 5 и принимает мяч, после чего вста­ет в шеренгу справа (вариант: прием по­дачи на левофланго­вого игрока у сетки, тот выполняет пере­дачу для нападающе­го удара за линию нападения игроку, принявшего подачу, и тот атакует).

5. То же, но расположение принимающих подачу игроков в левой стороне площадки и подача в зону один (вариант: в любую зону подача).

6. Прием мяча двумя (тремя) игроками. После каждого приема сме­на зон.

7. Прием мяча двумя парами игроков. Синхронная подача из зоны 1 в зону 5 и из зоны 5 в зону 1. После приема мяча пара отходит за лицевую линию. Принимает подачу другая пара. На следующую попыт­ку в паре смена зон.

Примечание:в каждом упражнении прием мяча в зону нападения по заданию, или на связующего игрока, или в целевые точки.

Передача сверху двумя руками — один из важнейших, точных технических приемов. Условно, передачи сверху можно разделить на первые и вторые. Первые передачи применяются в приеме — передаче мяча после подачи и перекидки, когда мяч переходит на сторону оборо­няющейся команды с небольшой скоростью, а вторые передачи пред­назначены для подготовки нападающего удара.

Совершенствование передач может быть индивидуальным, группо­вым с помощью комбинированных упражнений и игровых форм тре­нировки.

Максимум внимания следует уделять передачам у сетки.

Примерные упражнения:

Индивидуальная подготовка

1. Передача мяча в стену — траектория полета мяча — высокая, низ­кая; лицом-боком к направлению передачи; в прыжке.

2. Передача в стену в цель, затем поворот на 360°

3. Передача в стену, отскок от пола, выход под мяч и передача в цель.

4. Передача в стену с перемещением влево-вправо.

5. Передача над собой — передача за голову, быстро повернуться, выйти под мяч — передача над собой — за голову и т.д.

6. Передача над собой — сесть, сидя передача над собой — встать.

7. В углу зала передача в лицевую и боковую стену поочередно.

В парах.

1. У стенки (в 3-5м) партнеры стоят в колонне. Первый — передача над собой или за голову; второй — передача в стену (варианта: со сме­ной мест).

2. У стены (в 3-5 м) партнеры стоят в шеренге в 2-3 м друг от друга

— передача в стену одним мячом (вариант: в прыжке).

3. Один выполняет дриблинг баскетбольным мячом и пасует, другой

— только пасует.

4. Передача в прыжке вдоль сетки (после передачи имитация блока).

5. И.п. игроков — рядом. Один бьет мячом в пол, второй делает ры­вок к мячу — передача над собой и партнеру, после чего быстро возвра­щается на и.п. После серии передач партнеры меняются ролями.

6. Один игрок стоит спиной к партнеру на расстоянии 6-8 м. Пер­вый выполняя передачу, дает условный сигнал, второй, повернув­шись, выполняет ответную передачу и поворачивается спиной к парт­неру.

7. И.п. игроков, рядом на лицевой линии. Один игрок ударяет мя­чом об пол, перемещается под мяч и выполняет передачу над собой. Другой игрок после перемещения к мячу выполняет передачу в зону 2 или 4.

В тройках

1. И.п. ифоков — два в зонах 1 и 5 на лицевой линии, третий — на линии нападения. Поочередная передача двух мячей от лицевой линии к линии нападения в сторону от игрока на 2-3 м.

2. И.п. игроков в зонах 4,3,2. Путь передачи: 4-3-2-4. Игрок в зоне 4 пасует над собой, поворот на 180° и передача партнеру назад за голову в зону 3; тот пасует назад за голову в зону 2; игрок зоны 2 пасует в зону 4 (вариант: в прыжке).

3. И.п. игроков в зонах 1,2,4. Передача из зоны 1 в 2, из 2 в 4, из 4 в 5, из 5 в 1 и т.д. После передачи переход в противоположную сторону от передачи (из 1 в 5, из 2 в 1, из 4 в 2, из 5 в 4).

4. И.п. игроков в зонах 4, 6, 2. Игрок зоны 4 ударом направляет мяч в зону 6, прием мяча в зону 2, оттуда передача в зону 4 и т.д.

5. Передача двух мячей по кругу (вариант: в прыжке; назад за голову).

6. Два игрока в зоне 2, один в зоне 4. Передача из зоны 2 в 4 и смена мест вслед за мячом (варианты: в прыжке и за голову). Четыре и большее количество игроков. 1. И.п. — по два ифока на боковых линиях (2 — 3 м между игроками). Передача двумя мячами в парах. На­чало передач с одной стороны. Пос­ле передачи смена мест на линии.

2. Игроки 2 и 3 выполняют пе­редачи назад за голову (вариант:

двумя мячами начинают игроки 1 и 4 одновременно.


3. Игрок зоны 3 первый мяч ад- 4. Передача тремя мячами од-

ресует игроку зоны 4, второй — новременно (перемещение вслед

игроку зоны 2. Далее по схеме, за мячом).

5. Игрок зоны 1 поочередно вводит 3 мяча. - 6. После передачи игроки у Передачи мяча по схеме — 1-2-6- 4-5-3-1 и т.д. сетки имитируют блокирование в зоне 3, после чего быстро возвращают- ся на исходные позиции. Игроки задней линии выполняют одну пе­редачу над собой.

Передача для нападающего удара. Вторые передачи должны соот­ветствовать (по направлению, длине, высоте, скорости) индивидуаль­ным особенностям нападающих игроков и являются важным средством подготовки атаки. Темп атак регулирует связующий игрок.

В практике волейбола в основном применяются передачи вперед, за голову, передачи боком к сетке, в прыжке.

Выполняя вторую передачу для нападающего удара, связующий иг­рок должен:

— оценить качество первого приема;

— видеть расположение блокирующих и защитников соперника;

— видеть, кто из партнеров находится в наиболее удобной позициидля атаки;

— учитывать, кто из нападающих игроков наиболее результативен в данной игре;

— быть активным на протяжении всей игры;

— из трудных положений передачу мяча осуществлять простым спо­собом без риска.

Основу при совершенствовании второй передачи составляют упраж­нения, выполняемые в стандартных и усложненных условиях с целе­вой установкой и с выполнением специфических заданий:

а) передача по мишени у сетки (в зоне нападения);

б) упражнения с нападающим игроком;

в) упражнения с приемом подач нападающим игроком, с блоком.


3104016626115862.html
3104037756340858.html
    PR.RU™