Фридрих Вильгельм Ницше

Один из ярких представителей философии переходного периода и родоначальник философии жизни. Понятие жизни у Ницше: он рассматривает человека как физически слабый зоологический вид, однако его он наделяет свойствами: фантазия и интеллект.Только развивая их, человек обеспечивает себе выживание. Этому так же способствуют «средства культуры», созданные человеком.

Жизнь – это основное понятие Ницше. В ходе борьбы за выживание создает язык, логику, науку, благодаря чему истинная жизнь подменяется другой жизнью и мы попадаем «в вечное возвращение». Выход из этого – это воля к власти.

В центре внимания Вильгельма Дильтея находится духовный мир человека. Он оперирует такими категориями, как:

Переживание – опыт, позволяющий проникнуть в глубину тайны жизни, в ее главное ядро, туда, где рождаются формы культуры.

Выражения - язык, жесты, мимика, восклицания.

Понимание – процесс, который не позволяет постичь процесс переживания.

Дильтей является основоположником современной герменевтики – учения о понимании текста.

Творчество Георга Зиммеля подразделяют на три периода:

I период – натуралистический

II период – неокантианский

III период – разработка философии жизни.

Зиммель понимает жизнь как процесс творческого становления. Эту жизнь невозможно понять рациональными методами. Выделяет два аспекта жизни:

1. Жизнь как движение к «более жизни».

2. Жизнь как переход в высшее состояние «более-чем-жизнь».

35. Традиции философии жизни в ХХ веке: А. Бергсон, Х. Ортега-и-Гассет.

Первичная интуиция философии Бергсона – идея длительности. Его длительность отличается от физического понимания времени науки. Длительность – это время человеческого существования.

Реальность включает в себя две сферы: жизнь и нечто пассивное, инертное.Их столкновение между собой – мировой процесс.

Сознание – абсолютно спонтанная самопроизвольная активность. Сознание имеет два среза: срез действия и срез чистой памяти.

Интеллект не способен понять жизнь в ее полноте. Подлинное и исчерпывающее знание о реальности доступно только интуиции.

Учение Хосе Ортеги-и-Гассета – рациовитализм, или критика жизненного разума. Основные работы: «Восстание масс», «Дегуманизация культуры».

Ортега-и-Гассет считает, что человеческий разум не является самодостаточным, поэтому он не способен понять жизнь. Это доступно только жизненному разуму.

Жизнь понимается как постоянная изменчивость, и в ней имеет значение каждый человек. Общество подразделяется на два так называемых класса:

«Избранное меньшинство» - люди, которые берут ответственность и обязанности за все, что делают, на себя. Эти люди поставили свою жизнь служению нормы, и жизнь избранного меньшинства – постоянное движение.



«Масса» - определенный способ быть человеком, а не социальный класс. Эти люди чувствуют себя совершенными во всех отношениях, они самодостаточны, они не слушают других, не используют интеллект, пользуются всеми благами научно-технического прогресса, даже не задумываясь о сути этих новшеств. Жизнь массы – инерция. Человеческие массы постоянно пытаются навязать свое мнение другому человеку. Когда масса начинает действовать сама против себя, происходит восстание масс.

36. Сущность позитивизма. “Первый позитивизм” и эмпириокритицизм.

Позитивизм – одно из первых учений неклассической философии, которое возникло в 30-е годы XIX века как попытка разрешить трудности, с которыми столкнулся эмпиризм. Позитивизм проходит следующие этапы:

1. Первый позитивизм (Конт, Милль, Спенсер).

2. Эмпириокритицизм (махизм) (Авериус, Мах).

3. Неопозитивизм (работы Венского кружка)

4. Постпозитивизм (Поппер, Кун, Тулмин, Фейерабенд).

Основоположником первого позитивизма является Огюст Кун.

Позитивное знание, положительное, подлинное – то знание, которое должно опираться на наблюдения, на факты и не должно опираться на поиск сути этих явлений. В этом плане философия должна синтезировать результаты частных наук. Наука должна только описывать явления, т. е. объяснять, как все происходит, а не почему.

Позитивизм становится над материализмом и идеализмом. Учения Спенсера и Милля – продолжение идей Конта и направлены на создание интуитивной логики и концепции позитивной философии.

Основоположник эмпириокритицизма– Авенариус. Его учение – «Критика опыта», в котором предлагает программу очищения опыта от примесей.


3104803869727079.html
3104887801100012.html
    PR.RU™