Административные преобразования в Царстве Польском в середине 60-х гг. XIX в.

Идея самостоятельной польской государственности поддерживалась административной и судебной обособленностью Царства Польского от других частей Российской империи. Поэтому самодержавие приступило к упразднению тех учреждений, которые определяли эту автономность края. Кроме того, был создан ряд временных органов власти с чрезвычайными полномочиями: 19 февраля 1864 г. Учредительный в Царстве Польском комитет, 25 февраля — Комитет по делам Царства Польского, а 19 мая 1866 г. — вместо статс-секретариата — Собственная Его императорского величества канцелярия по делам Царства Польского. В ней сосредоточивалась вся законодательная деятельность, на канцелярию возлагалось и наблюдение за осуществлением предпринимаемых в Польше преобразований. Главным начальником канцелярии стал сам инициатор ее создания - Н.А. Милютин, которому вменялись права и обязанности, соответствующие должности министра статс-секретаря Царства Польского39.

Согласно милютинскому проекту преобразований, число губерний в крае увеличилось с 5 до 10, а уездов - с 39 до 85. Это был важный шаг в процессе распространения на учреждения края общероссийских порядков и законов.

Введенное в действие новое положение значительно усилило власть губернаторов и начальников уездов; гминам и городским властям передавались функции исполнительной полиции, создавалась так называемая земская стража — полицейская команда, возглавляемая начальником уезда и подчинявшаяся губернатору. Появились должности вице-губернатора и помощника губернатора. Губернские правления включали также отделения: административное, военно-полицейское, юридическое, страховое, врачебное, финансовое, госимуществ. Отныне они подчинялись Правительствующему Сенату на общих для всей империи основаниях и были причислены к ведомству Министерства внутренних дел. Функции ликвидированных Государственного совета и Совета управления Царства отошли Учредительному комитету, роль и значение которого в управлении краем значительно возросли. Являясь своего рода законодательным и вместе с тем распорядительным органом, он с течением времени сосредоточил в своих руках все управление Царством. Во главе комитета стоял председатель в лице наместника, его члены назначались царем, но по приглашению в его работе мог участвовать генерал-полицмейстер. На Учредительный комитет возлагалось заведование всеми делами крестьянского и сельского населения в Царстве Польском: по ним комитету подчинялись и правительственные комиссии и все гражданское управление края. В его ведении находилась также особая юридическая комиссия по преобразованию польского суда "в духе последних правительственных мер"40.

В 1864 г. был образован Комитет по делам Царства Польского в виде высшего совещательного учреждения при царе, состоявший из председателя и пяти назначаемых императором чинов, на который возлагалось обсуждение и приведение в исполнение коренных преобразований, способствующих объединению Царства Польского с империей. Вслед за крестьянской реформой здесь началась гминная реформа. Указом об устройстве сельских гмин41 вводилось новое гминное и сельское управление. Гмина как единица административно-территориального деления и местного самоуправления сохранялась. Гминное управление состояло из гминного схода, гминного войта, лавников и солтысов. Как мы уже упоминали раньше, в административном отношении гмина соответствовала волости, которая была сословно-крестьянской единицей управления, но основанной на принципе представительства. По своей компетенции гминный сход, войт и суд, сельский сход и солтыса были аналогичны сельскому обществу, прерогативы волостного схода, старшины и суда соответствовали правам сельского схода и старосты в империи.



Гминный суд, являясь низшей ступенью в судебной системе, был выборным, в нем обычно преобладали крестьяне. Суд формально "смыкался" с административной и политической властью: председателем и, как правило, решающим лицом в нем был войт.

В ходе развернувшейся в 1875 г. судебной реформы при Учредительном комитете создается юридическая комиссия, задача которой — выработать главные начала общего преобразования суда в Царстве Польском и издать сборник административных узаконении в качестве руководства для направляемых сюда на службу российских чиновников. Результатом проведенной огромной работы стала публикация 69 томов "Сборника Административных постановлений Царства Польского" с переводомих на русский язык42. Все судебные преобразования проводились, насколько это было возможно в условиях Польши, с учетом местных политических, социальных и юридических особенностей. В 1867 г. эти проекты были рассмотрены Учредительным комитетом, однако работа над ними осталась незавершенной в связи с закрытием в 1871 г. юридической комиссии. Дальше этим занимались Собственная Его императорского величества канцелярия по делам Царства Польского, Комитет по делам Царства Польского и Государственный совет.

С мая 1875 г. все суды в польских губерниях переподчиняются Министерству юстиции, а на министра возлагается наблюдение за подготовкой и проведением реформы, которая завершила преобразование управления Польшей по общероссийскому образцу.

Судебная власть, будучи отделена от административной, обретала независимость. Однако в силу местных политических, социальных и юридических условий в Польше допускались некоторые отступления от судебных уставов 1864 г. Так, мировые судьи назначались только в городах, их должности замещались не по выборам, а по назначению правительства. Гминные суды хотя и были преобразованы, но за ними сохранялся коллегиальный состав из выборных от гмин43 Председателями судов, вместо гминных войтов, стали особые гминные судьи, назначаемые правительством из числа лиц, избранных гминами. Повышался образовательный ценз для гминного судьи или лавника: раньше для занятия этой должности не требовалось даже грамотности, по новому закону судья должен был закончить хотя бы начальное училище, а лавником мог стать лишь владевший грамотой житель гмины. К отступлениям от судебных канонов можно отнести и то, что в сельских гминах дела, входившие в компетенцию мирового суда, разбирались гминными судами; апелляционной инстанцией выступали мировые съезды, образуемые из мировых и гминных судей.

Гминные и городские управления скорее походили на органы правительственной администрации, нежели самоуправления. Узкий круг функций гмина, а особенно городских магистратов, не давал возможности проявлять инициативу в делах городского управления, а высшие власти интересовала в первую очередь реализация через эти учреждения государственных задач.

Система управления, созданная по проекту Н.А. Милютина и его единомышленников, с незначительными изменениями просуществовала в Польше до первой мировой войны.

Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил принцип равноправия всего населения, и поляки получили возможность легальной борьбы за свои национальные права. Возникшие здесь политические партии отказались от лозунга независимости и стали требовать автономии в составе Российской империи. Во II Государственную Думу польская фракция "Коло" внесла законопроект об автономии Царства Польского.

По закону 3 июня 1907 г. резко уменьшалась численность польского представительства в Думе: вместо 37 депутатов (по положению 24 декабря 1905 г.) осталось только 14, из которых два выбирались русским населением Варшавской, Люблинской и Седлецкой губерний. В III Государственной Думе Польшу представляли всего 11 депутатов, польское "Коло" не выдвигало уже проблему автономии Польши, выступая лишь за проведение реформ44.

После Октябрьской революции 1917 г. Польша отделилась от России и стала одним из независимых государств Восточной Европы.


3105519789892457.html
3105559147093808.html
    PR.RU™