Методический комментарий.

123456

Тема 8.

Современный развивающий урок по предмету «Окружающий мир» и методика его проведения.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии.

1 .Почему урок- это основная форма организации учебного процесса?

2.Типология уроков по предмету «Окружающий мир».

3.Особенности развивающего урока ■ по предмету «Окружающий мир»:

3.1 .Отбор содержания к уроку, чем он определяется;

3.2.Особенности целей урока;

3.3.Постановка проблемы или учебной задачи, характеристика, примеры.

3.4.Актуализация знаний. Назначение этого этапа урока, примеры.

3.5.Этап урока «совместное открытие знаний» и его характеристика;

3.6.Этап урока «практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний» и его характеристика;

3.7.Подведение итогов работы, методика его проведения;

3.8.Оценка результатов работы на уроке;

3.9.Рефлексия, методика её проведения.

4.Отбор содержания к уроку. Задачи этого отбора.

5.Составление конспекта (проекта) развивающего урока по «Окружающему миру».

Задания для самостоятельной работы и методические пояснения к ним.

1.Изучите литературу, посвященную характеристике развивающего урока. Сделайте сравнительный анализ развивающего и традиционного уроков по предмету «Окружающий мир». Запишите сделанный вами сравнительный анализ в виде таблицы.

2.Проанализируйте урок на тему: «Вода. Свойства воды. Как человек использует свойства воды», автор которого А.И.Лячек (урок дан в приложении) с точки зрения его развивающих'возможностей. Можно ли этот урок отнести к предметным? Ответ обоснуйте. Чтобы вам хотелось в нем изменить? Почему?

3.Используя рекомендованную литературу, изучите особенности уроков по программе А.А.Вахрушева «Окружающий мир».

4.Что понимают Н.Я.Дмитриева и А.Казаков под развивающим уроком.

Проработайте методические рекомендации для учителя этих авторов и опишите особенности уроков в системе Л.В.Занкова.

5.Руководствуясь полученными вами знаниями, методическим комментарием, данным в этой теме, напишите конспект урока на тему: «Природные зоны».

Методический комментарий.

Урок - это форма организации обучения, при которой учитель работает со стабильной группой учащихся, определенного возраста и уровня подготовки в течение определенного времени по установленному расписанию для достижения учебно-воспитательных целей.

Подавляющее большинство уроков окружающего мира, как правило, относят к типу комбинированного урока. Он характеризуется следующими признаками:

- на нем реализуется триединая цель, которая состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного;



- он характеризуется определенной структурой,

- на нем используется большое количество разнообразных методов и методических приемов,

- внутри урока может применяться разнообразная организация деятельности учащихся.

Характеристика целей и задач урока:

Цель- есть заранее запрограммированный результат, который планирует учитель получить в процессе осуществления учебной деятельности.

1.1. Познавательная цель - это формирование первичных понятий о природе, человеке, обществе.

Понятие - это обобщенные знания о целой группе предметов, явлений, качеств, объединенных по общности их существенных признаков. Формировать понятие можно по-разному. Первый путь - это от частного к общему, который состоит из следующих этапов:

- выделение множества признаков предметов или явлений при организации наблюдений;

- выделение существенных признаков изучаемых предметов или явлений;

- из существенных признаков выделяем необходимые и достаточные (например, чтобы сформировать понятие «насекомые» такой признак будет один - у всех насекомых 6 ног);

- определение понятия или его описание;

- отработка понятия, в которую может включаться нахождение выделенного понятия из группы сходных (например, почему паук - это не насекомое), упражнение по практическому применению и проверка усвоения;

- расширение и углубление понятия (это может осуществляться на всем протяжении изучения окружающего мира).

Такой путь характерен при организации изучения «Окружающего мира» в первом классе. Этот путь позволяет наряду с реализацией познавательных целей развивать логическое мышление, обучая учащихся и отрабатывая с ними такие логические приемы как анализ, сравнение, классификация, обобщение.

Второй путь - это формирование понятий по В.В.Давыдову «от абстрактного к конкретному, от всеобщего - к частному». При этом можно выделить следующие этапы:

- -введение готового понятия,

- из приведенного определения понятия или его описания выделение существенных признаков,

- решение задач, которые помогут выделить множество признаков,

- отработка понятия,

- расширение понятия.

1.2.Развивающие цели, которые должны реализовываться при изучении предмета «Окружающий мир» - это развитие наблюдательности, логического мышления, самостоятельности, практических умений.

1.3.Воспитательные цели предполагают использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических, санитарно-гигиенических, патриотических и других качеств личности школьника.

Каждый урок строится по определенной структуре. Под структурой понимается совокупность этапов, их порядок, обусловленный внутренней логической связью.

Для комбинированного урока характерна следующая структура:

1 .Организация класса;

2.Проверка домашнего задания;

3.Изучение новой темы или формирование знаний;

4.Закрепление изученного;

5.Домашнее задание;

6.Оценка знаний учащихся и выставление отметок.

1 .Организация класса.

Задача этого этапа - обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учащихся к общению. Это очень важный этап, от качества осуществления которого зависит весь ход и результат урока.

2.Этап проверки домашнего задания.

Учебно-воспитательная задача этого урока заключается в том, чтобы проверить правильность выполнения домашнего задания всего класса, выяснить причины невыполнения задания отдельными учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в знаниях и умениях.

Проверка домашнего задания (или опрос) должны осуществляться по-разному. Учитель должен использовать при этом разные виды: фронтальный устный и письменный, индивидуальный устный и письменный. Каждый из них имеет и свои преимущества, и свои недостатки. Когда они проводятся совместно, то учитель имеет возможность сделать его наиболее эффективным.

Более подробную характеристику этого этапа можно найти в статье Титовой В.В. «Методика проверки знаний учащихся на уроках природоведения» (журнал «Начальная школа», 1993, №1, с.50-54).

А.А.Вахрушев (образовательная программа «Школа 2100») считает, что, во-первых, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике, с чем нельзя не согласиться при реализации любой

программы. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.

Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

В связи с этим они предлагают оценивать учащихся через выполнение школьных заданий в тетрадях на печатной основе ( у них - это учебник-тетрадь), в самостоятельных и проверочных работах.

Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. Для реализации этого авторы предлагают проводить блиц-опрос важнейших понятий курса (это можно назвать фронтальным устным опросом).

3. Этап изучения новой темы.

3.1.Планируя этот этап урока, учитель прежде всего отбирает содержание по обозначенной теме.

При отборе содержания он руководствуется стандартом по предмету «Окружающий мир», в котором дается обязательный минимум содержания, программой по предмету, в которой обозначены группы знаний: природоведческие и экологические представления, географические, социальные и исторические; принципами построения содержания: обще дидактическими и специфическими для каждой авторской программы.

3.2.Особенностью предмета окружающий мир является то, что он содержит большое количество самой различной информации. Поэтому к , каждому уроку необходима организация подготовительной работы, которая позволит учащимся знакомиться с информационным материалом самостоятельно.

Приемы такой подготовки могут быть различными, в частности, оформление книжки-раскладушки, в которой будет помещаться материал с описанием различных видов растений, животных, планет солнечной системы, созвездий, написание рефератов, сообщений, чтение дополнительных книг (по рекомендации учителя) и др. Все это даст возможность учащимся получать довольно большую информацию до урока, что позволит учителю по-другому строить уроки, больше внимания уделять реализации развивающих целей. Кроме того, это дает возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся, учить их самостоятельно добывать знания.

3.3.Актуализация имеющихся у учащихся знаний, необходимых для изучения новой темы. Это осуществляется, как правило, фронтально устно. При этом, по словам А.А.Вахрушева, и происходит формирование связной целостной картины мира, т.к.каждый раз учитель должен устанавливать связь ранее изученных понятий с новыми. Этому будет способствовать и подготовительная работа.

3.4.Объявление темы и запись её на доске. Этот микроструктурный элемент урока может проходить по-разному:

3.4.1.Это может быть традиционный вариант, при котором так это учитель и делает. Но, объявив тему, необходимо привлечь к ней внимание, организуя вводную беседу.

Например:

-посмотрите на доску и прочитайте, как называется тема сегодняшнего урока? (Например, «Осенние изменения в неживой природе»);.

-теперь скажите, что мы с вами сегодня будем изучать? (неживую природу и какие изменения в ней происходят осенью);

-будем ли мы с вами обсуждать изменение окраски листьев? Почему?

-перечислите, что относится к неживой природе.

3.4.2.Создание у учащихся проблемной ситуации - мотива для изучения нового учебного материала. Е.Л.Мельникова в своей книге «Проблемный урок или как открывать знания с учениками» (М.,2002) с достаточной степенью подробности дала характеристику учебной проблемы. Она пишет, что учебная проблема может существовать в двух основных формах: как вопрос, не совпадающий с темой урока, ответом на который является новое знание, и как тема урока. Решение учебной проблемы - это само новое знание.

Первый путь постановки проблемы лежит через создание проблемной ситуации. Она содержит в себе противоречие, вызывающее у учеников удивление или затруднение. Выход из проблемной ситуации состоит в осознании противоречия и формировании проблемы, как правило, не совпадающего с темой. Путь через проблемную ситуацию, по мнению Е.Л.Мельниковой, является наиболее сложным и для учителя, и для школьников.

Второй путь к учебной проблеме - подводящий диалог. Учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, которые приводят к формированию темы урока (это может случиться и в конце этого этапа урока).

Третий путь - сообщение темы урока в готовом виде, но с применением специального мотивирующего приема («яркое пятно», актуальность»).

После осознания проблемной ситуации учитель просит учащимся самостоятельно сформулировать вопрос, ответ на который они будут получать в течение всего урока. Этот вопрос записывается на доске. В течение всего урока учитель обращает на него внимание учеников (полностью ли мы ответили на поставленный нами вопрос?)

3.5.Совместное «открытие» знаний.

По Мельниковой Е.Л. существует три способа поиска решения поставленной проблемы (сформулированного учениками главного вопроса урока): побуждающий диалог, подводящий от проблемы диалог или подводящий без проблемы диалог.

Побуждающий диалог предполагает высказывание учениками своих версий (гипотез) решения проблемы. После этого начинается обсуждение и

поиск наиболее верного решения. Этот прием требует много времени, поэтому используется в начальных классах не часто.

Подводящий от проблемы диалог используется наиболее часто. В этом случае используется сообщающая беседа, то есть учитель задает учащимся серию вопросов, приводящих к решению поставленной проблемы. Учитель в этом случае на каждый вопрос собирает ответы, быстро находя правильный. Сложные моменты темы может рассказать сам учитель.

После нахождения верного решения проблемы необходимо обратиться к главному вопросу урока, чтобы убедиться в том, что ответ найден. После этого можно сформулировать тему урока, если она не была сформулирована.

На этом этапе важно, чтобы школьники не боялись высказать собственную точку зрения.

3.6.Очень важно продумывать способы организации деятельности детей. Они должны быть разнообразными: фронтальная работа, работа в парах (постоянного и сменного состава), работа в группах.

Один из самых сложных способов организации деятельности учащихся - это работа в группах.

В группу могут входить 4-6 ученика, которые сидят вокруг столов. Работая в группе, дети активно участвуют в выполнении задания. Контролируют работу друг друга.

Организация групповой работы, по мнению Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой, требует от учителя:

а)четкого продумывания задач такой деятельности;

б)четкого инструктирования учащихся о способах решения поставленных задач, о результатах, к каким они должны придти;

в)продумывания, в какой момент и чем закончить групповую работу;

г)продумывания, в какой форме провести обсуждение результатов групповой работы, при этом желательно, чтобы обсуждение было интересным для учеников и продуктивным.

Таким образом, важнейшее условие достижения положительных результатов - это широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения, максимальное творческое участие детей в освоении нового материала.

4. Этап закрепления новых знаний.

Учебно-воспитательная задача этого этапа урока - закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. В ходе закрепления необходимо добиваться повышения уровня осмысления изученного материала, осуществить проверку понимания сущности новых понятий, глубины понимания, выработать соответствующие умения и навыки.

Закрепление можно осуществлять по-разному:

Организовать работу с учебником (тестом, вопросами и заданиями, иллюстрациями), тетрадями на печатной основе (или учебниками-

тетрадями), сделать зарисовки и др. В частности, в учебниках-тетрадях и рабочих тетрадях, автор которых А.А.Вахрушев, дается избыточное количество заданий, что позволяет ученику выбрать. При этом в каждом задании формируется и отрабатывается важнейшее понятие темы, а кроме того, рассматривается один из многих способов его применения.

При работе с текстом учебника необходимо учесть следующие методические особенности: поставить перед учащимися цель чтения; разделить текст на части, после прочтения необходимо задать вопросы по тексту, которые помогут осмыслить прочитанное.

В конце этого этапа урока организуется заключительная беседа, цель которой - это подвести учащихся к выводу. После этого формулируется вывод, сначала учениками, затем он корректируется учителем, который записывает его на доске, а дети в рабочую тетрадь.

Если была поставлена проблемная ситуация, проблемный вопрос, то необходимо к ним вернуться и показать, что ответ получен и проблема решена.

5. Вахрушев А.А. в своих методических рекомендациях выделяет такой этап урока, как подведение итогов работы.

Подвести предварительный итог работе по данной теме можно несколькими способами: вспомнить важнейшие понятия в данной теме, связь их друг с другом и с другими темами; поделиться опытом решения задач из учебника-тетради.

6. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

На этом этапе урока учащимся сообщается о домашнем задании, мотивируется необходимость выполнения, разъясняется методика. Учащиеся должны знать цель домашнего задания, его объем, как организовать работу, что должно получиться в результате его выполнения, как оформить результаты, как осуществить самоконтроль.

При этом необходимо помнить о том, что часто причиной отрицательного отношения учащихся к домашним заданиям является то, что учителя не задумываются над их многообразием, разнообразными функциями и возможностями. В зависимости от дидактического назначения можно выделить такие виды домашних заданий:

1 )Направленные на закрепление знаний и умений, в частности, это работа с текстом, его пересказ, работа с вопросами и заданиями учебника, доработка материала;

2)Направленные на систематизацию изученного материала, которые позволяют учащимся устанавливать разнообразные связи и отношения между изученными явлениями и процессами;

3)Направленные на формирование умения выполнять логические операции: анализ, сравнение, классификацию, обобщение;

4)На применение знаний. Это задания по подготовке опытов, домашних экспериментов, изготовление наглядных пособий, написание рефератов и др;

5)Направленные на подготовку к восприятию материала следующего урока.

Знание этого позволит учителю давать домашние задания дифференцированно.

7. Завершается урок организацией контроля и оценки.

Главная особенность этого этапа в современном уроке - это постоянная работа учителя с самооценкой учащихся (во многих рекомендациях это называется рефлексией). Учитель может предложить ученикам оценить свою работу, работу других детей по определенным критериям: «насколько я понял задание», «насколько мне было интересно», «что было особенно трудным», «что было новым для тебя» и др. Учитель должен внимательно относиться к самооценкам ребенка, мягко корректировать их, выражая свое отношение к тем или иным действиям, но не навязывать свои оценки.

Также внимательно учитель должен относиться к организации контроля. Он должен организовывать контроль со стороны детей за происходящим в классе.

Один из приемов, которые рекомендуют вводить Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева - это введение специальных провокаций, или «ловушек», -намеренно неправильных учительских ходов. При этом учитель должен постараться подать «ловушку» незаметно.

Вахрушев А.А. и др. в своих рекомендациях для учителей предлагают с самых первых месяцев использовать зачетную систему оценки работы по каждой теме. Тема может считаться зачтенной при выполнении нужного объема заданий (в учебнике-тетради, тетради для самостоятельных и проверочных работ). При этом каждый ученик должен усвоить каждую тему и по ней отчитаться. Но результаты своей работы школьники должны видеть постоянно, эту роль может играть экран успеваемости, на котором отмечены результаты продвижения в усвоении новых знаний каждым учеником.

Выделенные далеко не все методические особенности современного урока должны убедить учителя в том, что между традиционным уроком и развивающим большие различия, не учитывать которые нельзя «по каким бы вариативным программам и учебникам не было организовано изучение окружающего мира.

Кроме комбинированных уроков необходимо организовывать предметные и обобщающие уроки.

Литература:

1. Белянкова Н.М. Интегрированный подход к изучению сведений о зарубежных странах в III классе //Нач.шк.,№3,2006,с.41.

2. Бабенко Л.С.Конспект открытого урока природоведения во II классе «Звери зимой» //Нач.школа. №4,2001, с. 105

3. Вахрушев А.А.Первые уроки «Окружающего мира» по курсу «Мир и человек» «Мир и человек» //Нач.шк.:плюс-минус, с.59.

4. Вахрушев А.А.,Данилов Д.Д.Урок окружающего мира в рамках образовательной программы «Школа 2100.- Приоритетные направления развития образовательной программы 2100, вып.4.М. «Баласс», 2000, с. 145.

5. Жигалева Г.И.Горные породы. Урок естествознания во II классе по системе Л.В.Занкова//Нач.школа.№2,2006, с.78.

6. Кривенко В.А. Конспект открытого урока природоведения в III классе//Нач.шк. № с. 14.

7. Митина Е.Г.Обобщающий урок по теме «Зима» //Нач.школа. №1, 2004, с.48.

8. Мельник Э.Л.Интегрированные уроки при изучении природы //Нач.школа. №5,1998, с.74.

9. Мельникова Е.Л.Урок в образовательной программе «Школа 2100». Анализ уроков изучения нового материала. Приоритетные направления .... С. 121.

10. Орлова Л.А. Кто такие птицы? Урок - исследование //Нач.школа. №1, 2005, с.74.

11. Пименова О.Г. Воздух. Свойства Воздуха. Урок во II классе. //Нач.школа. №2,2003. с. 114.

12. Соснова Г.В.Обобщающие уроки по природоведению //Нач.шк.№4, 2000, с.69.

13. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир. Методические комментарии для учителя. 1 кл. - М.Вита - пресс, 2001.с. 15-20.

14. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир. 2кл. -М.Вита -пресс, 2005, с.11-18.

15. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир. Зкл. -М.Вита -пресс, 2005, с. 18 - 35

16. Чудинова Е.В., Букварева Е.Н. Окружающий мир. 4кл. .- М.Вита -пресс, 2005, с. 18 -35

17. Чижевская И.Н.Информационные технологии на урокахокружающего мира //Нач.школа. плюс До и После, 2006, №5,с. 1.


3106954484511371.html
3107019032047155.html
    PR.RU™